Шанель

Шанель

[Коко Шанель]

Мадемуазель Коко

 

            Все начиналось так просто, с незамысловатой деревенской историйки. Альбер Шанель, уроженец предгорий Савенн, 22-летний красавчик и ловелас, торговец дамскими панталонами. 19-летняя Жанна Деволь, соблазненная где-то в середине примерки. Потом обозленная родня долго гоняется за совратителем, чтобы в конце концов отловить и заставить покрыть бесчестье браком. Слегка запоздало – маленькая Габриэль, первенец Альбера и Жаннны, уже появилась на свет. 19 августа 1883 г.

Детство Габриэль прошло в торговых рядах - мать повсюду таскала за собой детей, помогая мужу торговать. Она умерла, когда дочери исполнилось двенадцать лет. Альбер, оставшись с пятью детьми, определил Габриэль в монастырский приют.

            Приютское детство, самое страшное, что может случится с ребенком. Но при этом весь современный стиль жизни происходит именно из этого самого монастыря в городке Мулен. Оттуда Габриэль вынесла все, что потом легло в основу стиля Шанель – знаменитый шанелевский поясок, скопированный со статуй Пресвятой Девы, элегантность трех цветов: черного, белого и беж, понимание прелести простоты и строгости кроя, вера в то, что "пять" – ее счастливое число, и самое главное – пристрастие к чистоте и отвращения к тяжелым запахам духов.

            На современный вкус – что в этом такого? Простые, общеизвестные вещи. Но в начале 20 в. женщины ходили замотанные в громоздкое многослойное белье, упакованные в глухие платья с воланчиками и рюшечками. Внизу, у щиколоток, эти платья так сужались, что ходить не опираясь на руку кавалера дама просто не могла. На голове отягощенная перьями и цветами шляпа – поверх вычурной прически. И неизменные перчатки и кружевной зонт. И от всего этого – неистребимый запах пота, ведь стирать это многослойное тряпье почти невозможно. А чтобы отбить "аромат" немытости – обилие крепких цветочных духов.

Свое прозвище Коко Габриэль получила по песенке о потерявшейся собачке Коко, которую она некогда исполняла на подмостках кафешантана. Но на сцене мадемуазель Шанель не задержалась – певческого таланта у нее просто напросто не было.

Зато первое появление Коко в светском обществе – в простой блузе с бантом, простой шляпке и широких брюках! вызвало подлинный шок. Появление это состоялось на скачках, в веселой "компании замка Руайо", с которой развлекался молодой богатый буржуа Этьенн Бальсан. Все подружки Бальсана отличались беспечным нравом и… необыкновенными, оригинальными шляпками, сделанными их подругой Коко Шанель. В замке Руайо Коко задержалась ненадолго. Беспеченная жизнь дала ей время обдумать свое будущее. Она решает стать модисткой, ведь сделанные ею шляпки имеют такой успех! Бальсан финансирует ее первый магазин. Позднее он скажет: "Я просто помог ей вставить ногу в стремя".

Мужчины, которые любили Коко и которых любила она, оказывали серьезнейшее влияние на создание будущего дома Шанель. Артур Кейпл познакомился с ней в Руайо. В 1910 г. именно он помогает ей открыть салон в Париже, а потом и филиал в Довиле. Но истинное признание к Шанель пришло с первой мировой войной.

Война изменила мир, война изменила женщину. Война потребовала от женщин выполнения обязанностей, ранее считавшихся исключительно мужскими. Вот здесь-то главные принципы стиля Шанель – функциональность, простота, удобство – вышли на передний план.

В 1915 году в Беаррице Шанель открыла самый настоящий дом моделей - с коллекциями платьев, стоимость которых уже достигала 3000 франков. Артур ввел ее в свой круг, познакомил с деловыми партнерами - банкирами, политиками, финансистами. Артур сделал для возлюбленной все, что мог, прежде чем покинуть. Хотя его брак с дочерью английского лорда так и не состоялся. 22 декабря 1919 года Артур Кейпл разбился на машине по дороге в Канны, оставив Коко одну.

Тогда Шанель впервые прерывает свою деятельность и уезжает в Италию, устраивая себе долгие каникулы. В Венеции она встречается с великим князем Дмитрием Павловичем, племянником Николая II. Они проводят вместе год и расстаются, когда князь решает жениться на богатой американке. Новое горе для Коко? Нет. Ведь именно Дмитрий привел к ней самое большое сокровище дома Шанель – эмигранта из России, парфюмера Эрнеста Бо.

Бо осмеливался делать вещи, которых парфюмеры той поры избегали, как чумы – он использовал в своих духах техническую новинку, альдегиды, синтетические вещества, полученные в результате восстановления жирных кислот. Сами по себе эти вещества обладали резким и неприятным запахом, но внутри композиций Бо совершали невозможное – создали первый в парфюмерии "антиприродный" запах. Остальные парфюмеры так или иначе копировали цветочные ароматы: ландыш, вербену, розу и т.д. И лишь духи Бо обладали запахом, не имеющим природных аналогов.

Эрнест представил Шанель двадцать четыре аромата. Из них Коко выбрала один, тот, что шел под пятым номером. Трудно сказать, что двигало ей – вкус или суеверие, ведь Шанель свято верила в магию пятерки. Но факт – она оказалась права. Запущенный несколько позже в производство аромат №19, избранный по дате рождения Коко, никогда не имел такого же успеха.

Стиль современных абстрактных духов был выдержан во всем: название Chanel №5 – номер вместо привычной любовно-цветочной тематики, взамен вычурности - строгая белая этикетка, удлиненная прозрачная крышка, лаконичный прямоугольник флакона, чей контур содержал скрытую аллюзию на очертания знаменитой Вандомской площади в Париже. Малевич и Кандинский, воплощенные в парфюмерии.

Именно оттуда, с Вандомской площади, Коко Шанель и вступила на вершину моды. На площади находился ее ювелирный бутик, а сам дом – неподалеку, на улице Камбон, 31. В 1928 г. он открылся первым триумфальным показом, в котором участвовали только манекенщицы русского происхождения, по мнению Шанель – лучшие в мире.

И именно оттуда раз за разом появлялись новые решения от Шанель, заставляя весь мир суетится и переодеваться. Превращение трикотажа из материи для нижнего белья в самую модную ткань. Появления джерси и стиля джерси. Знаменитое "маленькое черное платье", в котором простоту компенсировали идеальные пропорции и изысканность ткани. "Матросский костюм" для отдыха: тельняшка, широкие светлые брюки, берет - дань английской традиции в моде Шанель. Платье-рубашка (в стиле русского национального костюма) с приспущенным металлическим пояском, сумочка на длинном ремешке через плечо.

Режиссер и драматург Жак Кокто заказывал у Шанель костюмы для своих постановок. Король Голливуда Сэм Голдвин пригласил Шанель в США одевать "звезд" для своих фильмов. Даже случайности жизни этой женщины изменяли остальных женщин, как это случилось со стрижкой от Шанель. Взорвавшаяся газовая колонка опалила ей волосы и Шанель вынуждена была постричься. С новой прической она появилась на премьере в "Гранд-Опера", а на следующий день постриглись все модницы Парижа.

Шанель создала новую женщину, ту, которую Хэмингуэй описал в "Фиесте":

"…в закрытом джемпере, суконной юбке, остриженная под мальчишку, - была необыкновенно хороша. Округлостью линий она напоминала корпус гоночной яхты, и шерстяной джемпер не скрывал ни одного изгиба".

Впрочем, Хемингуэй ошибался – стиль Шанель не скрывал только тех изгибов, которые были выгодны женщине. Все лишнее и ненужное он надежно прятал.

В эпоху грандиозного успеха и процветания рядом с Коко встал герцог Вестминстерский, один из богатейших людей Англии. Он дарил ей шкатулки – металлические снаружи, золотые внутри и принцип "настоящий люкс должен быть скрытым". Именно от этого принципа ведут свое происхождения современные шубки мехом внутрь. Как и все мужчины в ее жизни, герцог на Коко не женился. Зато он ее спас, когда после второй мировой войны Шанель грозил суд как коллаборационистке, немецкой подстилке – за бурный роман с Вальтером Шелленбергом, шефом германской разведки, случившийся во время оккупации Парижа.

Для спасения Шанель пришлось обращаться лично к Уинстону Черчиллю. Но мадемуазель все равно пришлось закрыть свой дом и перебраться в Швейцарию. Казалось бы, с модой от Шанель покончено, тем более, что появились новые дома, новые имена – Живанши, Диор, Сен-Лоран.

Не тут-то было! Она вернулась. Первый показ возрожденной Шанель был принят настороженно, зато второй – это был триумф! И она осталась в моде еще на 18 лет: легендарная сумочка "2-55", первая мебель цвета беж, сочетание бижутерии и драгоценностей. Ежегодный оборот ее дела составлял $160 млн., из них 15 приносили духи.

Весь современный стиль построен на идеях Коко Шанель. В нашей памяти живут афоризмы Коко, хотя порой мы даже не помним, что это она – их автор: "Мода проходит, стиль остается", "Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает", "Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости". О Шанель снимают фильмы, о ней пишут книги.

            Титул "Мадемуазель" – вот так, с большой буквы – в истории Франции носили только старшие дочери королей и… Габриэль-Коко, старшая дочь нищего «панталонщика» из городка Сомюр у подножья Севеннских гор.

Илона Волынская


Возврат к списку